Abstract:
В структуре глобальных проблем человечества принято выделять два ключевых блока проблем – человек-природа и человек-общество. Экологические вопросы относятся к первому блоку и являются следствием нарушений во взаимодействии общества с окружающей средой; а также связаны с техническим воздействием человека на природу и преобладанием консьюмеристских ценностей над онтологическими. Дисбаланс в социально-природных отношениях влечет за собой замедление цивилизационного прогресса и ставит под вопрос способность планетарного выживания в целом, поэтому преодоление экологического разрыва и создание эколого-аксиологической среды занимает особое место в современной экологической повестке. Важное значение отводится экологическому образованию, через которое формируются экогуманистические отношения между социумом и экосистемой. Дихотомия человек-природа становится предметом осмысления не только в рамках естественно-научных дисциплин, но и в гуманитарном дискурсе. Экологическая культурология в данном контексте выступает в качестве интегративной области знания, синтезирующей биологические, философские, социальные, психологические, педагогические, футурологические и иные аспекты взаимоотношений человека с природой.