Abstract:
Современное искусствоведение приняло беспрецедентный вызов: искусство решительно отказалось от многих канонических критериев – «стиль», «пространство», «форма», «функция». Это было вызвано кризисом искусства эпохи модерна, всецело захваченного идеей рационального постижения и преобразования мира, культом манипуляции восприятием и поведением человека. В результате возникали концепции «пост-», «постпост-», а в художественной культуре и «метамодерн» с его плюрализмом и континуумом формообразования, смысловыражения и интерпретаций. Таким образом, перед искусствоведами предстало обширное проблемное поле, преодолеть которое можно отказом от прежних представлений и понятий и принятием инновационных воззрений. Предложенные принципиальные методологические переходы помогают снять накопившиеся противоречия в трактовке и противопоставлении высокой и низкой, элитарной и массовой культуры и искусства. Исключаются и противопоставления художника и адресата его творчества в виде недоверия, снобизма, элитизма, духовной сегрегации. Это осуществляется с позиций синергетики, неклассической науки, что всецело соответствует духовной парадигме метамодерна, реляционного искусства и, следовательно, реляционного искусствоведения.